Особенности применения некоторых препаратов у собак с мутацией гена MDR1

Порой выбирая нового друга семьи, многие владельцы не подозревают какой генетический сюрприз унаследовала данная порода собаки. Если Ваш выбор пал на такие замечательные породы как Колли, Шелти, Макнаб, Уиппет, Австралийская овчарка, Виндхаунд и некоторые другие, необходимо обратить внимание на то, что ученными обнаружена генетическая предрасположенность к побочным реакциям на лекарства, включающим более десятка различных препаратов.

Наиболее серьезные побочные реакции вызывают несколько противопаразитарных средств (ивермектин, милбемицин и родственные препараты), антидиарейный агент лоперамид (Имодиум) и несколько противоопухолевых препаратов (винкристин, доксорубицин и др.). Данная реакция на лекарственные препараты является результатом мутации в генах с множественной лекарственной устойчивостью (ген MDR1), вызывает дефицит белка P-гликопротеина, который отвечает за выведение многих лекарственных средств и токсинов из мозга, поэтому у собак с мутацией возникают неврологические симптомы. При применении указанных препаратов в нормальных дозировках, у собак с мутацией MDR1, возникают различные неврологические симптомы: тремор, атаксия, повышенное слюноотделение, слепота, кома, возможна смерть. Токсическая чувствительность, вызванная мутацией MDR1, не является формой эпилепсии, и никоим образом не связана с эпилепсией, которая вызывается другими еще не определенными генами. Если владелец заметил данные симптомы, то необходимо срочно обратиться к ветеринарному врачу. Собакам, которые не несут мутацию MDR1, безопасно применять перечисленные препараты.

На рисунке представлены породы собак с вероятностью возникновения (в процентах) нежелательных реакций на фоне приема ряда препаратов, в составе которых есть соединения класса макроциклические лактоны.

Источник: http://vcpl.vetmed.wsu.edu/affected-breeds

Представители данных пород имеют повышенную чувствительность к различным препаратам и при выборе противогельминтных средств, владельцам собак необходимо обратиться к ветеринарному врачу для подбора оптимального препарата.

Один из лекарственных препаратов, вызывающих острую реакцию у собак - Ивермектин, он может быть смертельно опасным для данных пород собак. Данное вещество входит в состав многих противопаразитарных средств, в том числе и противоглистных. Хотя на смену ему пришло много эффективных и более безопасных препаратов, он до сих пор встречается в составе некоторых продуктов. Поэтому владельцам, выбирая препарат для обработки собак перечисленных пород, следует убедиться, что состав продукта безопасен и данное вещество отсутствует.

Антипаразитарные препараты содержащие Ивермектин: Diapec, Ecomectin, Equimax, Eqvalan, Ivomec, Noromectin, Paramectin, Qualimec, Sumex, Virbamec, Баймек.

Эмодепсид - это антигельминтик для кошек, иногда используется для собак. Использование этого препарата у собак с мутацией MDR1 приводит к неврологической токсичности.

Дорамектин. Коммерческие названия: Дектомакс (Dectomax).

Селамектин, милбемицин и моксидектин (противопаразитарные средства). Коммерческие названия: Цидектин (Cydectin), Equest, Имидаклоприд.

Лоперамид (антидиарейное средство). В дозах, применяемых для лечения диареи, этот препарат вызывает неврологическую токсичность у собак с мутацией MDR1. Его следует избегать для всех собак с мутацией MDR1. Коммерческие названия: Имодиум, Диара, Диарол, Лопедиум, Лоперамид, Нео-Энтеросептол, Суперилоп, Энтеробене.

Винкристин, винбластин, доксорубицин (цитостатики, препараты для химиотерапии). Согласно последним исследованиям, собаки с мутацией MDR1 более чувствительны к этим препаратам. Супрессия (подавление) костного мозга (снижение количества клеток крови, особенно нейтрофилов) и желудочно-кишечная токсичность (анорексия, рвота, диарея), вероятно, происходят в обычных дозах у собак с мутацией MDR1. Также необходимо внимательно следить за побочными эффектами. Коммерческие названия: Vinblastine, Vincristine, Doxorubicine, Paclitaxel, Docetaxel, Methotrexat, Vincristine

Ацепромазин (транквилизатор и анестетик для премедикации). У собак с мутацией MDR1 ацепромазин, как правило, вызывает более глубокий и длительный седативный эффект.

Буторфанол (анальгетик и анестетик для премедикации). Как и ацепромазин буторфанол, как правило, вызывает более глубокую и длительную седацию у собак с мутацией MDR1.

Эритромицин (антибактериальный препарат). Эритромицин может вызвать неврологические симптомы у собак с мутацией MDR1.

Также имеются сведения о токсическом действии антибактериального препарата Флагил.

Следующие препараты следует применять ТОЛЬКО в рекомендованных дозах: Stronghold, Milbemax, Advocate.

В ветеринарной клинике «Котофей» наши врачи грамотно подберут противопаразитарные препараты, а также препараты для лечения Вашего животного с учетом индивидуальной чувствительности породы к определенным лекарственным средствам.

Здоровья Вам и Вашим питомцам!